Закон о наказании за поиск экстремистских материалов принят большинством голосов депутатов Госдумы. Я его не поддержал. Для меня все еще вопросов осталось больше, чем ответов.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что Правительству предстоит большая работа – сделать так, чтобы ограничения, которые начнут действовать уже с 1 сентября этого года, не коснулись обычных людей. Это на пленарном заседании несколько раз пообещал министр цифрового развития Максут Шадаев.
Знать наизусть огромный, постоянно дополняемый, список из 5 тысяч запрещенных материалов вряд ли представляется возможным. А вот нарваться на что-то такое случайно – все еще вполне… особенно в случаях, когда сам поисковик подсказывает формулировку! И получить в итоге штраф в 3-5 тысяч просто за то, что нажал не туда. А ведь незнание закона не освобождает от ответственности.
И все еще не ясно, как будет доказываться преступный умысел, как будет отслеживаться сам факт поиска материалов из запретного списка. Да и в целом, такие важные и резонансные законы нужно прорабатывать четко и точечно, попутно объясняя людям, что конкретно и зачем будет принято. Обнадеживает, что уже после голосования Вячеслав Володин отметил, что нормы могут быть доработаны, если закон не будет работать корректно. Самое важное, чтобы люди были защищены не только от экстремистских материалов, но и от произвольного применения закона.